Минздрав планирует улучшить работу лечебно-профилактических учреждений
Министр здравоохранения и социального развития РФ М. Зурабов на состоявшейся встрече с журналистами констатировал, что на сегодняшний день государство оплачивает не медицинскую помощь, а, осуществляя сметное финансирование, просто содержит сеть медицинских учреждений.
ЛПУ получают финансирование вне зависимости от качества услуг, которые они предоставляют населению, и если бы их лицензирование проводилось со всей строгостью, до 60% этих учреждений должны были быть закрыты. По словам М. Зурабова, этого нельзя допустить чтобы не оставить людей вообще без медицинской помощи. Для проведения серьезной реформы отрасли и перевода ее со сметного финансирования на принцип оплаты медицинских услуг, необходимо сначала привести лечебные учреждения в соответствие со стандартами. Для этого, по словам министра, необходим переходный период сроком 2-3 года и именно на это и получен своеобразный долгосрочный кредит от государства (из федерального бюджета).
Когда же российские ЛПУ будут полностью укомплектованы кадрами и оборудованием, можно будет начинать как адекватное лицензирование, так и реформу механизмов финансирования отрасли, что обеспечит здоровую конкуренцию на рынке медицинских услуг. По заявлению М. Зурабова, подобную деятельность можно будет н! ачать в 2009 г.
Ситуацию комментирует Николай Демидов, Генеральный директор ЦМИ "Фармэксперт":
О планируемой реформе всей системы здравоохранения было объявлено относительно давно. Изменения по разным направлениям начали происходить сразу после прихода в министерство господина Зурабова. На сегодняшний день, совершенно очевидно, что самым масштабным проектом, осуществленным Минздравсоцразвития, является изменение системы льготного лекарственного обеспечения, которая (хотя пока и незакончена, имеет много внутренних проблем) может быть зачислена в актив Федеральному ведомству.
В других секторах здравоохранения были сделаны шаги, каждый из которых нельзя назвать в полном смысле отдельной реформой, но они явно укладываются в общую канву реализуемого плана реформы системы здравоохранения. Неэффективная структура системы ЛПУ, проблемы с кадровым составом, которые, как показала практика, не ограничиваются низким уровнем заработной платы, и соответственно, не решаются только повышением текущих окладов. Эти и ряд других крупных проблем, скорее всего, заставят министерство более активно запустить маховик реформы. В этом контексте подробный отчет Министра следует рассматривать и как часть информационной кампании, которая подготавливает общественное мнение.
Что касается непосредственно системы лечебно-профилактических учреждений, то в этой сфере в виду ранее объявленных планов по изменению системы финансирования потребления ЛС в больничном секторе, первичным является изменение именно инфраструктуры. И, скорее всего, в целом речь будет вестись о сокращении числа ЛПУ с параллельным улучшением качества обслуживания в сохранившейся сети.