Согласно данным "Розничного аудита ГЛС в РФ"™ (RMBC), объем аптечного рынка РФ в первом полугодии 2006 г. составил 2,27 млрд. долл. в оптовых ценах, что более чем на 20% превышает аналогичный показатель в 1 пол. 2005г. (1,87 млрд. долл.). Средняя аптечная наценка за анализируемый период увеличилась на 1,4 п.п., превысив 32%.
Аптечный рынок за первую половину года уже почти достиг объема всего фармрынка России за 2001 год (3,1 млрд. долл. в конечных ценах). Средняя стоимость упаковки ГЛС, продаваемой в аптеках, за анализируемый период увеличилась на 1/5 по сравнению с 1 пол. 2005 г. и составила 1,66 долл. в розничных ценах, а потребление лекарств на душу населения через аптечную сеть превысило 20 долл.
Лидеры аптечного рынка страны среди производителей относительно стабильны: конкурентная борьба ведется в основном на уровне ведущих лекарственных брендов – по сравнению с предыдущими годами перестановки в рейтингах торговых наименований носят более выраженный характер. На фоне роста в стоимостном выражении, натуральные показатели аптечного рынка остаются на прежнем уровне: за 1 полугодие 2006 г. через аптеки было реализовано 1,8 млрд. упаковок.
На розничном рынке по данным DSM Group до сих пор лидируют небрендовые аптечные сети. Наибольшую долю рынка – 35% занимают частные аптечные сети, 24% от общей доли в руках сетей государственных, 20% рыночной доли – частные аптечные учреждения. Крупные брендовые сети и государственные аптечные учреждения имеют 18% и 3% от общей доли рынка соответственно.
Текущую ситуацию и тенденции комментируют эксперты рынка.
Максим Якушкин, руководитель департамента регионального развития компании «СИА Интернейшнл»:
«За прошедшие полгода кардинальных перемен в аптечном секторе не произошло. С одной стороны, это свидетельствует о высокой стабильности сегмента, с другой стороны – об общем росте потребления лекарств. Бурный рост рынка связан в первую очередь с активным расширением крупных аптечных сетей, экспансией в регионы. Приходя в регионы сети приносят с собой отработанную маркетинговую политику, практику стимулирования продаж. Все это в совокупности влечет за собой и рост объемов реализуемой продукции».
Настасья Иванова, генеральный директор Национальной Дистрибьюторской Компании:
Пока сети с узнаваемым брендом - это удел столиц и больших российских городов. Поэтому они и занимают лишь треть в объеме всего розничного сегмента. И это нормальная картина - сети в России только недавно начали активно развиваться, и чтобы аптечный ритейл стал сопоставимым с европейским, должно пройти еще несколько лет. Сейчас же сети не торопятся вкладываться в брэндирование вновь приобретенных аптек, предпочитая отложить это на потом, а сейчас заняться скупкой площадей в регионах.