Главная: Восточная медицина: Чжэнь-цзю-терапия: Философские истоки китайской медицины: Соотношение пяти стихий с явлениями природы
Явление природы | Путь первоэлементов | Дерево | Огонь | Земля | Вода | Металл | Время года | Весна | Лето | Конец лета | Осень | Зима | Сторона света | Восток | Юг | Центр | Запад | Север | Климатический фактор | Ветер | Жара | Влажность | Сухость | Холод | Процесс развития | Рождение | Рост | Зрелость | Старость | Смерть | Вкус | Кислый | Горький | Сладкий | Острый | Соленый | Цвет | Зеленый | Красный | Желтый | Белый | Черный |
Первоэлементы теснейшим образом взаимосвязаны между собой. При этом они могут как дополнять, образуя новые сущности, так и подавлять друг друга, образуя соответственно замкнутые циклы порождения и разрушения. Так, цикл порождения, согласно формулировке Дун Чжуншу, выглядит следующим образом: «Дерево рождает Огонь, Огонь рождает Землю, Земля рождает Металл, Металл рождает Воду, Вода рождает Дерево. Это и есть существующие между ними родственные отношения. Дерево находится вверху, металл - внизу, огонь - впереди, вода - сзади, земля - в середине». Помимо созидательной связи, между пятью элементами существует также деструктивная связь, когда Дерево подавляет Землю, Земля - Воду, Вода - Огонь, Огонь - Металл, а Металл - Дерево. И порождение, и разрушение являют собой неотъемлемые части системы У-син и не могут существовать одно без другого. Однако иногда энергия ци какого-либо из элементов начинает либо ослабевать, либо, напротив, усиливаться. Подобное явление вызывает дисбаланс и нарушение функционирования всей системы, в результате чего возникают стихийные бедствия в природе и патологические состояния в организме человека. Зная последовательность взаимодействия первоэлементов, являющегося отражением единства и борьбы противоположных и взаимодополняющих сил инь и ян, даосские мыслители научились управлять их игрой и контролировать процессы, происходящие в человеческом организме, развивая одну и подавляя другую. Добиться этого помогает абсолютная универсальность системы У-син: каждый из пяти элементов соотносится с любым предметом и явлением окружающей действительности - временем года, стороной света, вкусом, цветом и т. д. К примеру, годовой цикл, по теории У-син, можно представить следующим образом: Дерево, символизирующее начало, утро, весну, рождает Огонь, обозначающий высшую точку расцвета, лето. Огонь дает жизнь Земле - балансу, гармонии, совершенству долгого лета. Затем наступает осень (Металл), а вслед за ней приходит зима, которая соответствует стихии Воды. Кроме того, пять элементов находят соответствия в системе человеческого организма, о чем будет сказано ниже. Пользуясь схемой взаимодействия стихий и зная об этих соотношениях, даосские целители могли безошибочно избрать правильный метод лечения того или иного заболевания.
Однако для того, чтобы научиться управлять стихиями, необходимо постигнуть естественный путь всего сущего - Великое дао.
«100 секретов восточной медицины», Ляхова К.А.
Главная: Восточная медицина: Чжэнь-цзю-терапия: Философские истоки китайской медицины
Искать "Соотношение пяти стихий с явлениями природы" в Яндексе
|