Главная: Для женщин: Дети: Профилактика аномалий развития зубов и прикуса Аномалия развития зубов - это нарушения роста и развития зубного аппарата вызванное разными этиологическими факторами (местные, региональные, функциональные). Эти факторы вызывают функциональные нарушения, которые ведут к анатомическим и клиническим особенностям эволюции заболевания. Профилактика зубных аномалий состоит из ряда мероприятий для обнаружения и удаления этиологических факторов. Таким образом, можно обеспечить растущему организму лучшие условия для гармоничного развития. Эти мероприятия установят анатомо-физиологическую связь между разными элементами зубного аппарата. Профилактические мероприятия нужно проводить заранее, еще во внутриутробном периоде, когда зубной аппарат только растёт и дифференцируется.
Пренатальная профилактика Пренатальная профилактика - ряд мероприятий, желательных для использования женщинами в период беременности, для достижения оптимальных условий для развития плода.
Рекомендуется: 1. Рациональный комплекс питания с преобладанием молочных и растительных компонентов, обогащенных витаминами и минералами. 2. Установление нервно-эндокринного баланса с удалением всех факторов, которые могут влиять на развитие плода (внутриутробная гипотрофия, инфекционные болезни; хронические болезни, отравления). 3. Предупреждение патологии родов с удалением факторов, которые могут привести к травмам лицевой области (применение акушерского инструмента). Имеет большое значение генетический контроль в семьях с наследственной патологией.
Постнатальная профилактика Постнатальная профилактика направлена на снижение заболеваемости среди новорожденных, грудных детей, дошкольников и школьников. Профилактика производиться разными методами в соответствии с периодом развития, учитывая различные этиологические факторы, которые могут влиять на зубочелюстной аппарат. Следует отметить взаимосвязь между развитием зубного аппарата и организма в целом.
Профилактика направлена на устранение общих этиологических, местных и функциональных факторов. Устраняя эти факторы, исключаются условия для развития и проявления клинической симптоматики аномалий развития зубного аппарата.
Естественное вскармливание - имеет большое значение в нормальном развитии зубного аппарата. Сосание улучшает состояние лицевых мышц.
Молоко является идеальным средством для питания ребёнка благодаря сбалансированности жиров, углеводов ,белков и минералов. Во время вскармливания можно заметить как соприкасаются челюсти в переднем участке, прогнозируя будущий прикус ребёнка. Во время искусственного вскармливания вырабатывается неправильное развитие жевательных мышц, которые изменяют альвеолярные дуги. Чтобы избежать этого, вскармливание бутылочкой должно быть максимально приближеным к естественному. Большинство авторов рекомендуют вскармливание соской Никка, которое имитирует твердое небо в верхней части и повторяет контуры языка в нижней части. Соска Гуссера имеет одну сторону похожую на материнский сосок, сделанный из мягкой резины для лучшей устойчивости.
Общие терапевтические мероприятия направлены на повышение иммунитета новорожденного. Должны быть выявлены все заболевания, которые могут повлиять на будущее развития зубного аппарата. Стоматолог вместе с врачом-педиатром будут лечить гипотрофические заболевания (рахит), заболевания желудочно-кишечного тракта, инфекционные, вирусные и хронические заболевания.
Стоматолог должен сотрудничать с эндокринологом для выявления и лечения эндокринных заболеваний с зубными последствиями ( гипотиреоз). Разные методы лечения дополняют рациональное питание для предупреждения нарушений процессов синтеза в пораженном организме: прописываются витамины и минералы. Детям рекомендуется препараты кальция и фосфора, которые стимулируют синтез костей. Эти препараты принимаются 3 раза в неделю три недели подряд, после - пауза 6 недель.
Функциональное развитие В профилактики аномалий зубочелюстного аппарата играет большую роль функциональное развитие жевательных мышц, особенно равновесие между внутри - и внеротовыми мышцами ( во время акта жевания и в покое). Если это равновесие будет нарушено, или во время жевания в полости рта разовьется патологическое давление, которое будет воздействовать на альвеолярные отростки, тогда произойдёт нарушение роста зубов.
Большое значение в развитии зубного аппарата имеют также дыхание, жевание, фонетика и мимика. Все эти функции стимулируют развитие жевательных мышц и челюстей посредством моделирования формы альвеолярных отростков и их адаптация к внешней среде. На развитие лицевой части черепа также влияет ряд механических факторов (силы растяжения), которые могут повлиять на некоторые функции: а) нарушения мышечного тонуса в покое б) нарушение ритма сокращения разных мышц, которые влияют на прикус
Эти функциональные нарушения появляются в результате вредных привычек. В этом случае мы можем использовать функциональную терапию, которая будет направлена на стимулирование силы мышц и удаление факторов мешающих выздоровлению.
Принцип этого метода - моделирование морфологии зубного аппарата функциональными упражнениями. Существуют три метода функциональной терапии: 1. Тренировка мышц или миотерапия 2. Функциональное перевоспитание 3. Контроль вредных привычек
Тренировка мышц способствует улучшению функции динамики и статики методом увеличения мышечных волокон в объеме. Этот результат достигается автоматизированием движений. В основе миотерапии лежит правило Вольфа: "…появление новых механических сил или изменение вектора существующих сил ведет к полной реадаптации кости посредством реорганизации его составных частей".
Мышцы могут менять длину без изменения тонуса - так называемое изометрическое сокращение. Во время любого движения вначале происходит изотоническое, а потом изометрическое сокращение, таким образом, движение становится более автоматизированным. Мышца, у которой больше энергетических затрат повышает свой тонус, рефлекторно растёт тонус в антагонистах. Во время автоматизированного движения растёт мышечная масса и эффективность мышцы, растёт сопротивление, которое становится больше чем усталость (феномен Треминга).
Принцип функциональной терапии состоит в том, что мышечная сила ведёт к изменению скелета через связь функция-состав.
Для успеха функциональной терапии необходимы два условия: 1. хорошее мышечное сокращение 2. эмоциональная связь с пациентом
Хорошее мышечное сокращение по Херберт-Изард характеризуется: 1. Сокращение с максимальной амплитудой 2. Сила сокращения должна соответствовать функциональной роли каждой группы мышц 3. Сокращение начинается медленно, постепенно увеличивая силу, после которой следует релаксация той же продолжительности 4. Упражнение повторяется пока пациент не почувствует легкой усталости. Последняя позиция в движении должна быть удержана минимум 10 секунд, после которой следует пауза той же продолжительности. Десять упражнений повторяются 3 раза в день. После этих упражнений делается общая гимнастика. Упражнения разные и направленные на улучшение функций различных групп мышц: поднимающих и опускающих челюсти, а также круговых мышц губ.
Лучшие результаты наблюдаются у детей после четырех лет, когда у лечащего врача улучшается контакт с пациентом.
Гимнастика мышц состоит из: 1. Тренировка крыловидных мышц 2. Тренировка круговых мышц при гипотонии губ 3. Тренировка круговых мышц, в случае коротких губ 4. Одновременная тренировка круговых и щечных мышц, в случае щечно-губной гипотонии 5. Тренировка мышц языка в случае инфантильного глотания
Мышцы языка, круговые и щечные мышцы влияют на развитие верхних и нижних альвеолярных отростков. По мнению Браска, на развитие верхней челюсти больше влияет дыхание, а на развитие нижней - жевательные мышцы.
Функциональное перестройка Основателями этого метода являются Шаохене и Нетер. Метод преследует цель разрушить старые вредные привычки и разработать новые рефлексы, которые обеспечат нормальное развитие альвеолярно-зубного аппарата.
1. Перестройка дыхания. Рекомендуется носовое дыхание, которое влияет на развитие верхней челюсти в поперечном плане, на развитие верхнечелюстных пазух и обеспечивает организм кислородом. Врачи рекомендуют дыхательные упражнения, когда рот закрыт, челюсть выдвинута вперед и, вдыхая и выдыхая воздух, расширяем и сужаем ноздри. Пример дыхательного упражнения: ребёнок поднимается на носочки, руки на груди, голова опрокинута назад, делает глубокий вдох, потом выдыхает весь воздух из лёгких. Упражнение повторяется по 5-10 мин 2 раза в день. Для получения лучшего результата, Краузе рекомендует закрывать попеременно то одну, то другую ноздрю во время этого упражнения. Перед началом упражнений удаляются все препятствия верхних дыхательных путей.
2. Перестройка глотания у детей раннего возраста. Характеристикой этого возраста является естественное вскармливание. Если оно продолжается после 3 лет развитие альвеолярных отростков происходит неправильно. Наша роль состоит в помощи перевода детей раннего возраста к взрослому глотанию. Во время такого глотания, язык располагается в передней трети твердого неба. Это ведёт к стимуляции точек остеосинтеза верхнечелюстного шва с улучшением развития последнего. Упражнение повторяется ежедневно с применением ортодонтического аппарата: аппликатор на твердое небо, который предупреждает выпадение языка во время глотания.
3. Перестройка медленного жевания. Жевание имеет большое значение в развитии челюсти и прикуса. Дети должны быть информированы, о необходимости тщательного пережевывания пищи. Если пища твердая, то жевательная работа должна быть повышенной. Рекомендуется использовать боковые движения во время жевания. Перевоспитание жевания направлено на изменение ритма и порядка движений челюстей.
4. Перестройка плохой фонетики.
Хорошая фонетика вырабатывается многими составляющими: a. Координация движений языка и губ b. Координация движений мышц глотки и гортани
В клинической практике встречаются разные нарушения речи, которые влияют на координацию антагонистических групп мышц с нарушением развития альвеолярных отростков и появление аномалий зубов. Чаше встречаются дислалия - больной не в состояние произнести четко слова или звуки; парадислалия - одни звуки произносятся вместо других. Во время фонетической перестройки должно быть взаимодействие стоматолога с логопедом, особенно в случае функциональной дислалии.
Губная функциональная дислалия может быть устранена упражнениями по речи, как например, чтением текстов в которых превалируют согласные Л-Р, С-Ж и гласные И, Е, А, О. Зубная дислалия ,как результат передних или задних отклонений альвеолярных отростков,может быть устранена путем чтения текстов с преобладанием зубных звуков. Ринолалия- звуки произносятся внос- может быть устранена только путем хирургического вмешательства.
5. Устранение вредных привычек. Вредные привычки могут появиться сразу после рождения или позже. Они нарушают координацию мышц, что ведет к отклонению и неправильному росту костей.
Вредные привычки делятся на:
1. Непосредственные привычки a. Сосание пальцев, губ или других предметов b. Привычки грызть ногти или другие мягкие части тела (губы, щеки и т.д.)
2. Функциональные a. Дыхание через рот b. Инфантильное глотание c. Держание во рту разных предметов
Устранение вредных привычек осуществляется в соответствии с возрастом ребёнка, с использованием различных способов: a. Физиологический - применение соски по 10 минут после каждого вскармливания b. Физический - методом убеждения c. Химический - применение химических раздражителей с неприятным запахом и вкусом d. Механический - применение механических методов, когда вредная привычка становится неприятной
Сохранение целостности альвеолярных отростков У детей в возрасте 4-6 лет появляется диастема (щель между центральными резцами). У них происходит физиологическое выравнивание временных зубных дуг и подготавливается почва для вторичной менирализации челюстей. Отсутствие физиологической диастемы не может быть интерпретировано как аномалия, потому что нужное место для новых зубов формируется во время или после появления передних зубов посредством роста челюсти.
Задержка образования чаш останавливает мезиальное движение челюстей, что ведёт к остановке роста последней в передне-заднем направлении(функциональная ретрогнатия челюсти). Ребёнок также может осуществлять патологические движения благодаря слабому височно-нижнечелюстному суставу. Выдвижение ребёнком челюсти вперёд или назад влияет на развитие зубного аппарата посредством изменения в височно-нижнечелюстном суставе лицевых костей и мышц.
Профилактические мероприятия: 1. Внедрение в рацион ребёнка твёрдых компонентов 2. Эффективное жевание с максимальной нагрузкой мышц и зубов 3. Постепенная отшлифовка чаш 4. Наращивание акриловыми аппликаторами боковых зубных групп при неправильном прикусе.
Источник: www.medlinks.ru
Главная: Для женщин: Дети
Искать "Профилактика аномалий развития зубов и прикуса" в Яндексе
|