SuperVita.Ru

Читайте полную версию материала: http://supervita.ru/articles/?id=10407



Главная: Со всего мира:

Назад к природе, или самые модные продукты XXI века

Назад к природе, или самые модные продукты XXI века
До России, где еще каких-то 10-15 лет назад было большой проблемой купить хоть какие-то продукты, эта «органическая» мода начала доходить только что. Пока большая часть наших хозяек все еще покупает еду по принципу «что дешевле», а не «что полезнее». А вот жители Европы и Америки уже давно оценивают продукты именно с точки их безопасности.

Еще совсем недавно все это казалось бредовыми идеями хиппи и сторонников «Гринписа». Основным направлением развития сельского хозяйства и пищевой промышленности было максимальное увеличение объемом производства и удешевление всего того, что попадает на наш стол. Однако три десятилетия назад на прилавках европейских и американских магазинов впервые появились "органические" овощи, фрукты, мясо, молоко, вино и пр., популярность которых стала стремительно расти. И с каждым годом все больше жителей цивилизованных стран предпочитают покупать продукты питания, снабженные маркировкой organic - "органический". Только в США за период с 1990 по 2004 год, продажи органических продуктов выросли с $1 млрд. до $12.2 млрд., а в в 2005 году достигли $14.5 млрд. Ныне подобные товары составляют примерно 2% от общего рынка США, однако ежегодно объемы продаж возрастают примерно на 20%. Крупнейшими производителями органической продукции сейчас являются Австралия, США и Европейский Союз, однако постоянно увеличивается "органическая составляющая" и в сельском хозяйстве иных государств. К примеру, в Мексике за три года она выросла на 150%. Объемы международной торговли органическими продуктами достигли $19-21 млрд., крупнейшими импортерами являются США (47%), Европейский Союз (42%) и Япония (11%).

Что интересно, мечта экологов-идеалистов о безопасных продуктах оказалась еще и экономически выгодной! Оказалось, что "органическое земледелие" является отличным способом спасения от банкротства сотен и тысяч мелких ферм в развивающихся государствах. На основе опыта фермеров Азии доказано, что подобные методы сельского хозяйства приносят большую прибыль, снижают уровень безработицы, уменьшают число мигрантов, перебирающихся в города, и улучшают экологическую ситуацию. Если в 1990 году Китай экспортировал органических товаров на сумму $1 млн., то в 2003 году объемы этого экспорта выросли до $142 млн.

С чего все началось?

Начнем с терминологии… Маркировка "органический продукт" означает, что продукт свободен от пестицидов, фунгицидов, при его производстве не использовались химические удобрения, химические добавки, гормоны и консерванты.
А теперь погрузимся в историю… Последнее столетие сельское хозяйство мира развивалось, активно используя достижения химии, генетики, машиностроения и пр. Это позволило решить проблему голода: если в 1900 году один крестьянин мог прокормить 2.5 человека, то в 1990-е годы - уже около ста. Однако параллельно набирало мощь движение противников подобного прогресса.

Начало этому процессу было положено в середине 1920-х годов. Известный австрийский философ Рудольф Штейнер (1861-1925) создал теорию антропософии, согласно которой человек должен ощущать себя частью Вселенной и стремится жить в гармонии с окружающим миром, поддерживая баланс между моральным и материальным. В конце жизни Штейнер разработал концепцию "биодинамического сельского хозяйства": в рамках этой концепции крестьянин становился хранителем баланса - здоровые животные нуждались в питании здоровыми растениями, здоровые растения зависели от здоровой почвы, а здоровая почва - в здоровых животных (точнее, в их навозе). Штейнер считал крайне опасным увлечение химическими удобрениями и ядохимикатами, создание крупных животноводческих комплексов, увлечение техникой (именно тогда трактора и автомобили стали повсеместно заменять лошадей) и пр. Кроме всего прочего, Штейнер практиковал геомантию, астрологию и иные дисциплины, относящиеся к области герметических наук.

Историк науки Томас ДегрегориThomas R. Degregori, автор книги "Причины споров об органическом земледелии"Origins of the Organic Agriculture Debate, отмечает, что начало 20 века было временем не только бурного технического прогресса, но и эпохой "бунта против промышленной революции". Именно этим объясняется то, что у Штейнера появилось множество последователей, некоторые из них начали создавать биодинамические фермы - к концу 1920-х годов они возникли в Германии, Швейцарии, Великобритании, Дании и Нидерландах. До сих пор существует международная организация Demeter, практикующая принципы Штейнера (впрочем, у нее есть мощные конкуренты и оппоненты). Распространению идей Штейнера в Европе и США активно способствовали адепты различных организаций и идеологий - вегетарианцы, теософы, анархисты, буддисты, индуисты, протестанты - они исповедовали различные, иногда противоположные политические и религиозные взгляды, однако сходились в нелюбви к интенсивным методам ведения сельского хозяйства и сухой науке, рассматривавшей человека, домашних животных и растений лишь как машины по потреблению и производству питательных веществ.

Штейнер был не одинок. Схожее по идеологии движение возникло в Швейцарии в 1930 году. Однако там целью было повышение влияния фермеров, которым часто были не по карману новые техника и удобрения. Фермеры (точнее представлявшее их политическое движение во главе с Хансом Миллером) настаивали на жизнеспособности дедовских методов крестьянствования и на важности обеспечения личной связи между производителем продуктов и потребителем (подобным образом из цепочки исключались торговцы, которых фермеры недолюбливали). Примерно тогда же в Австрии доктор Ганс Руш разработал теорию повышения плодородия почв с помощью утилизации органических отходов, которыми он предлагал заменить химические удобрения.

После окончания Второй мировой войны в Великобритании возникло движение Soil Association (это название появилось позднее), члены которого выступали за возвращение английским почвам былого плодородия путем использования традиционных удобрений. Идеологом этого движения был известный ботаник Альберт ГовардAlbert Howard (1873-1947). Говард долгое время работал в Индии - традиционную местную систему сельского хозяйства он считал по многим критериям превосходящей современные. В 1940 году Говард опубликовал книгу "Сельскохозяйственный завет"An Agricultural Testament, которую ныне принято считать первой "органической" подлинно научной работой. Необходимо отметить, что и ранее некоторые британские, французские и американские агрономы публиковали статьи и книги, доказывавшие преимущества традиционных методов.

Де-факто движение стартовало в 1939 году - Эва БальфурEve Balfour провела первый эксперимент - на одной ферме использовались "органические" и "современные" методы хозяйствования. В 1943 году Iна опубликовала книгу "Живая почва"The Living Soil, в которой изложила результаты опыта: "органика" победила "химию".
В 1940 году также был впервые использован термин "органический". Он появился в книге британского мыслителя Лорда НортбурнаLord Northbourn (1896-1982) "Полагаться на землю"Look to the Land. Нортбурн считал, что каждая ферма должна быть единым организмом - она сама по себе должна иметь сбалансированную и полную жизнь, а живые существа и растения должны жить в гармонии.

В 1944 году в Мексике началась "зеленая революция", подразумевавшая активное использование гибридизации, химизации, механизации и ирригации. Уже в 1950-е годы появились первые научные работы, авторы которых доказали факт наличия негативного влияния химикатов на здоровье потребителей, экологическую обстановку и пр. Вероятно наиболее громкий успех имела книга Рэйчел КарсонRachel Carson "Тихая весна"Silent Spring, опубликованная в 1962 году. "Тихая Весна" стала бестселлером во многих странах, благодаря работе Карсон в США было запрещено использование популярного дефолианта ДДТ.

В 1960-е годы в Западной Европе и Северной Америке были сформированы первые общественные организации экологистов, которые начали осуществлять контроль над производителями продуктов питания. Они выступали и за отказ от массового использования пестицидов, гербицидов и химических удобрений. До начала 1970-х годов их успехи были достаточно скромными. Однако постепенно эти идеи приобрели большую популярность: их начала поддерживать и часть молодежи (прежде всего, хиппи), которая выступала за "возврат к земле", то есть, опору на альтернативные виды энергетики, безопасное природопользование и пр. В 1972 году была сформирована Международная федерация органических сельскохозяйственных движенийInternational Federation of Organic Agriculture Movements, которая ныне объединяет структуры из 108-ми стран мира.
В 1980-е годы в США и Европе начали возникать первые сети магазинов, торгующих исключительно органическими продуктами. Тогда же появились такие понятия, как "органическая косметика", "органический текстиль", "органические игрушки" и пр. Этот процесс совпал с рядом серьезных экологических кризисов, которые заставили государства и население задуматься о будущем Земли. Органическое сельское хозяйство стало одним из способов сохранения окружающей среды.

С начала 1990-х годов органическое сельское хозяйство стало делом не только идеалистов, но и бизнесменов. Производством органических товаров, которое ранее было уделом мелких компаний и кооперативов, занялись крупные корпорации, в том числе и производители "обычных" продуктов. В свою очередь, "органические лавки" стали уходить в прошлое - органические товары стали продавать самые обычные супермаркеты. Так в 2003 году 47% органических продуктов в США продавались в обычных магазинах, 44% - в специализированных "органических", а оставшиеся 7% - на фермерских рынках.
Экономисты, составители доклада "Рыночные перспективы органической еды в 21 веке"Marketing Trends for Organic Food in the 21st Century, считают, что будущее "органической торговли" и "органического сельского хозяйства" можно считать безоблачным. По их мнению, человечество все более и более заинтересовано не в количестве, а в качестве еды, а по этому критерию у органических продуктов нет конкурентов.

Причина популярности

По законам большинства стран компании, производящие продукты питания, не обязаны сообщать потребителям, какие технологии использовались для выращивания или приготовления того или иного продукта. Все, что от них требуется - указать ингредиенты, входящие в состав продуктов. Это означает, что потребители просто не имеют возможности узнать, была ли пшеница, содержащаяся в их хлебе, выращена с помощью биотехнологий, использующих генетически измененные семена пшеницы, или животные, мясо которых они едят, были откормлены химическими добавками, включая антибиотики и гормоны. Несмотря на то, что наука значительно продвинулась в разработке биотехнологий, позволяющих, например, ускорить темпы роста рогатого скота, домашней птицы и рыбы, усилить защитные функции растений против непогоды, вредных насекомых и сорняков, еще нет стопроцентной уверенности в том, что эти технологии безвредны для людей.

И если при дефиците еды над этими вопросами люди как-то не задумывались, то повышение уровня жизни и ухудшение экологической обстановки привело к тому, что вопрос безопасности содержимого нашей тарелки стал одним из самых важных. Ведь, как известно «мы есть то, что мы едим».

Органическая или нет?

Основная проблема, которая пока не решена окончательно, это точные принципы, делающие продукты органическими. Лучше всего этот вопрос решен в США, где существуют так называемые «Национальные органические стандарты», которые включают в себя ряд основных принципов:
• воздержание от использования запрещенных веществ (таких, как синтетические удобрения, пестициды, сточные воды) в течение трех лет до момента сертификации продукции,
• отказ от использования рентгеновского излучения (например, для обеззараживания мяса),
• отказ от использования генетически видоизмененных организмов,
• сбережение почвы и детальное документирование всех сельскохозяйственных операций. обязательное предоставление животным пастбищ и выгульных дворов, а также стопроцентный органический корм без добавления антибиотиков и гормонов.

Право подобным образом маркировать свои товары получают только те фермы и предприятия пищевой промышленности, которые прошли сертификацию независимых фирм. "Чистота" органических стандартов тщательно сохраняется фирмами-оценщиками. Так как продажи сертифицированных органических продуктов - единственная легальная гарантия полной натуральности продукта, доверие покупателя в органическом бизнесе решает все. Некоторые производители еды, которые не дотягивают до строгих органических стандартов, пытаются однако внушить покупателю, что их товар так же хорош. Наиболее распространенный прием - поставить на упаковку или ярлык товара надпись "Натуральный продукт", или "Продукт, свободный от пестицидов", или "Курица, выращенная на воле" и т. п.

Что нас ждет дальше?

Судя по стремительному росту популярности органической еды, скоро и россияне начнут интересоваться не только информацией на ценнике продукта, но и внимательно читать информацию на упаковке. Во всяком случае, в США и Европе поклонников такой пищи становится с каждым годом все больше. Так в 2005 году уже 65% американцев по крайней мере пробовали органические продукты. Что касается причин ее популярности, то большинство потребителей (70%) выбирает органическую продукцию, потому что она свободна от пестицидов, 68% думают, что она более свежая, 55% считают, что потребляя органическую пищу, они защищают себя от потребления ненатуральных, генетически видоизмененных организмов. Также более половины потребителей покупают органическое, потому что оно "лучше для здоровья" и "лучше для окружающей среды". Самый популярный тип органической продукции - овощи и фрукты. За ними следуют напитки, хлеб и выпечка, молочные продукты, супы и макаронные изделия, мясо, пакованные закуски и органическая еда для младенцев.

Несмотря на то, что продажи органических продуктов растут из года и год, их высокая цена все еще остается барьером для многих групп населения. В среднем органические продукты дороже своих традиционных аналогов на 30-140%. Но здоровье-то все равно дороже!

Источник: Beautytime.ru





Главная: Со всего мира

Искать "Назад к природе, или самые модные продукты XXI века" в Яндексе

Читайте полную версию материала: http://supervita.ru/articles/?id=10407

www.SuperVita.ru